поговорим о проекте
с Еленой Панасенко
Недобор Мальчиков — это всегда Перебор Девочек
Какие проблемы с набором у региональных училищ?

Какие проблемы? Ответ зависит от контекста — официальный это запрос или разговор «по душам», а также от настроения и времени года. Весна «Поступать некому! А если не наберем?». Лето «Вся надежда на донабор! Берем из того что есть». Начало Осени «Слава богу, КЦП закрыли! Можно выдохнуть». Под Новый Год «Ни слова о наборе! Полно других забот». И снова Весна застала врасплох!

Для всех, традиционно, Набор это проблема, которую нельзя решить красиво, её просто надо уметь пережить.

Ответ зависит от того, к кому вопрос? Директор, худрук, педагоги, ответственные за набор, финдиректор все ответят по-разному. Но тренд прослеживается! В регионах особенно остро и наглядно.
В чём же проблемный тренд в регионах?

Недобор мальчиков это всегда Перебор девочек. Мальчики учатся отдельно от девочек. Чтобы обучать 3-х мальчиков и 27 девочек требуются равные ресурсы — параллельно два зала и два педагога. Или нужно разделять девочек на две подгруппы, а это дополнительные залы и педагоги. А если ресурсов нет, то придётся творчески их распределять: «Всего десять яблок, каждому по восемь. Я свои уже съел».

Девочки — рискуют недополучить внимание педагога, мальчики расслабляются и демотивируются. У девочек избыточная конкуренция, у мальчиков недостаточная соревновательность. У педагогов девочек перегруз. У педагогов мальчиков психотравма. Учить-то некого. Отчислять нельзя. Перспектив нет.

До выпуска дойдёт 1/3 мальчиков и 2/3 девочек. Потому что изначально мальчиков набрали всех, кто пришёл, а не тех, кого стоило бы взять. Кто-то из лучших уедет в столицы. Кто-то сам уйдёт, осознав бесперспективность для себя.


Есть ли норма гендерного соотношения? 50/50? Или это недостижимый идеал? Считаем по набору или по выпуску?

А вот об этом мы хотим поговорить с директорами региональных училищ. Обзвонить всех и доверительно поговорить. И про «норму», и про «идеал». И про «почему так». При каких обстоятельствах можно отказаться от набора мальчиков? Например, набирать раз в три года. Или, мальчиков сразу отправлять в Столицы, если сформировать класс не получается? А что такое «перебор мальчиков»? Фантазировать, так фантазировать!

Хотим провести исследование и предложить журналу «Балет» написать проблемную статью.

Еще хотим в столичные магистратуры меня отправить поучиться, чтобы под присмотром академических профессионалов, проработать тему. Название дипломной работы уже готово:))) «Проблема гендерного дисбаланса в искусстве хореографии на этапе средне профессионального образования».


Недобор/Перебор — это единственная проблема?

Причина проблемы одна, а следствий — сколько угодно. Вот вам сборная солянка эмоций на тему «проблемы набора в региональных училищах»:

  • Требования к данным растут. Равнение — на Сильви Гиллем и Светлану Захарову. Это мировой тренд. Нет данных — нет карьеры. Среднестатистическая мамаша не обладает профессиональными компетенциями и не в состоянии принять, что у её ребёнка не достаточно данных и что невозможно развить то, чего нет.

  • Если убрать всех поступающих, у которых нет балетных данных и, соответственно, нет шансов на их развитие, а следовательно, нет шансов на поступление — то реального конкурса нет не только среди мальчиков, но и среди девочек. Нельзя запретить поступать всем желающим, нет понятия «допуск к экзаменам», поступают все пришедшие на экзамен. Поэтому 80% поступающих — это пустая трата сил приёмной комиссии.

  • Проблема не в том, что много тех, кому «не светит», а в том, что мало тех, у кого есть реальные данные. Их количество нужно кратно увеличить.

  • Некоторые училища активно и даже системно ищут таланты на конкурсах среди танцующих детей из самодеятельности. Это даёт определённый результат, но проблемы в целом не решает. Тем более что последнее время стоимость такого подхода на единицу найденных талантов неуклонно растёт.

  • Руководители подготовительных отделений никак не замотивированы на результат: ни качественно, ни количественно, ни по мальчикам, ни по девочкам. Получают свой фикс, который никак не зависит от результатов набора. Всегда можно сослаться на коронавирус, СВО, «национальные особенности» и «такие времена».

  • Поступающих с данными и хорошей подготовкой очень мало, с мальчиками — просто БЕДА! Реальный конкурс — меньше 1,5 человек на одно место для девочек. Для мальчиков — всегда сильно меньше единицы. Все мальчики с данными — нарасхват, они выбирают училище, а не наоборот.

  • Училища конкурируют между собой «как дети»: ставят экзамены на одни и те же дни с «главными конкурентами», пытаются оказывать моральное давление «на своих», смотрящих на чужие училища.

  • Некоторые учащиеся Провинциальных Училищ со второго класса (12 лет) стараются перевестись в Столичные Училища. Сейчас училища негласно запрещают такие переходы под угрозой исключения, что примитивно. Нужно не запрещать, а научиться использовать «столичную мечту» на пользу себе: «Наши ученики делают карьеру в столицах», что должно привлечь ещё больше желающих поступать. Нет смысла запрещать то, что естественно. Переехать в столицу — естественное желание для артиста. Ученики — не крепостные. Минкульт мог бы «узаконить» переходы, как один (но не единственный и не самый главный) из показателей качества подготовки училища — с одной стороны, и элемент соревновательности и здоровой конкуренции — с другой.

  • Училища берут заведомо бесперспективных, чтобы отчитаться за набор на начало учебного года.

  • В течение года подготовительные отделения при училищах практически берут всех желающих, без строгого отбора, лишь бы платили. Но группы работают на грани рентабельности, т. к. малочисленны. Нет дисциплины посещения. Чтобы не ругаться с мамашами, возвращают деньги за пропущенные занятия. Только 20% из таких «подготовишек» реально могут поступать. Т. е. госресурс работает с минимальным КПД. Все получают ЗП, а толку почти нет.

  • Из-за слабого набора училищам некого выставлять на конкурсы между училищами. В некоторых потоках просто нет ни одного ученика, кого не стыдно показать. Но про это не принято говорить.

  • Училища боятся Минкульта, поэтому в отчетах — всё идеально. Никто не признаётся в существовании проблемы. Не существует объективного рейтинга училищ с точки зрения качества и количества набора. Нет соревновательности, обмена опытом. Не замечать, не признавать, замалчивать проблему — традиция.

  • Многие Директора Училищ имеют какие-то «скелеты в шкафу», а любая активность с родителями — это риски привлечь внимание как Министерства, так и Прокуратуры. Например, богатая и капризная мамаша, ребёнка которой не приняли, может профессионально подать жалобы во все инстанции и вызвать ненужный интерес со стороны надзорных органов. Вместо того, чтобы учиться профессионально легально отбивать такие атаки, директора выбирают путь полного бездействия, чтобы не было ни малейшего повода для конфликтов.

  • Логика провинциальных Училищ: «Мы — бедные, поэтому мы не знаем и не можем нанять дорогих и инициативных сотрудников, которые бы решили проблему набора, поэтому проблема не имеет решения. Проще сказать: «То, что мы имеем — есть норма и проблемы вообще нет. Кто сам пришёл, того и учим».

  • Родители не понимают многих вещей, которые они должны понимать к моменту поступления. А ведь фактически они являются продюсерами для своего ребёнка и должны обладать навыками и компетенциями профессионального продюсера.

  • Рынок подготовки к поступлению существует, но он более-менее развит только в Столицах. Есть очень дорогие индивидуалки с солистами Театров, есть дорогие вечерние группы при училищах, а доступной подготовки (по времени, месту и стоимости) для большинства — нет.

  • И вообще, большинство даже не знает, что у них есть балетные данные, и соответственно, возможность их развивать и поступать. А те, у кого совсем нет балетных данных, но есть желание поступать — не знают, и не хотят знать, что им не светит карьера, так как отсутствие данных не позволит.

  • В течение года родители не думают о росте своей компетенции как профессиональных продюсеров, а к поступлению начинают судорожно метаться и совершать кучу лишних и вредных движений, злясь и раздражая Училища, которые сами находятся в стрессе и страхе, что не выполнят госплан по приёму.


И вы знаете, как решить эту проблему?

Современные технологии и наш предпринимательский опыт в онлайн-образовании и развитии коммерческой танцевальной школы давно позволяют это сделать. Мы знаем, как это сделать и даже на самоокупаемости.

Сама технология подробно расписана в разделе
«Набор — это Технология»
Made on
Tilda